Консалтинг в сфере деятельности социолога

Консалтинг - вид профессиональных услуг, предоставляемых специалистами-гуманитариями. Традиционно консалтинговая деятельность предполагала решение задач, связанных, прежде всего, с управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельностью организаций: стратегическое планирование, оптимизацию общего функционирования компании, ведение бизнеса, исследований и прогнозирование рынков сбыта, движение цен и т. д. Иными словами, консалтинг — это любая помощь в решении той или иной проблемы, оказываемая внешними консультантами. В этой сфере пересекается деятельность экономистов и психологов, маркетологов и юристов, финансистов и медиологов. Особым направлением стал политический консалтинг, наиболее востребованный в избирательных кампаниях разного уровня, объединяющий усилия политологов, социальных психологов, PR-специалистов,  политтехнологов и мн. др.

Особенности социологического консалтинга. Как бизнес-, так и политконсалтинг стали неотъемлемой частью деятельности профессиональных социологов. Социологическое консультирование основывается, прежде всего, на совокупности данных социологических, маркетинговых и электоральных исследований, способных выявить тенденциозные процессы соответствующей сферы и позволяющие осуществлять обоснованное прогнозирование.

GR как специфическое направление консалтинга. Установление и поддержание партнерских отношений с органами государственной власти - становится одним из важнейших бизнес-процессов в российских компаниях. В условиях дефицита компетентных специалистов в этой области, способных выстроить эффективную лоббистскую деятельность, актуализируется GR-консультирование и part-time работы по конкретным проектам.  Одной из наиболее эффективных форм по выстраиванию партнерских отношений с органами государственной власти видится проведение социологического исследования, респондентами которого становятся интересующие Заказчика чиновники. В этом случае деятельность социолога выходит за пределы простого консультирования, расширяя возможности взаимодействия с Заказчиком.

Консультирование в сфере СМИ. Устоявшаяся связь средств массовой информации с рекламным бизнесом приводит к необходимости перманентных аудиторных исследований. Рекламодателю необходимо знать, сколько потенциальных контактов с его информацией обеспечивает конкретный медиаресурс. Кроме того, весьма важным является социально-демографический портрет аудитории. Специализированные исследования предоставляют необходимые данные. Однако язык рейтингов, охватов и частот остается малопонятным не только рекламодателям, но и производителям контента. Такая ситуация приводит к необходимости регулярного консультирования прежде всего руководителей телеканалов[1 ] и программных директоров, коль скоро от интерпретации исследовательских данных в конечном счете зависит программная сетка вещания.   

Проблемы, возникающие в ходе предоставления консалтинговых услуг. На сегодняшний день сохраняют свою актуальность вопросы ценообразования консалтинговых услуг; принципы отбора специалистов-консультантов; адекватность формулировок выдвигаемых перед консультантами целей и задач реальным проблемам; корректность использования информации, полученной в ходе консалтинга; правовое регулирование взаимоотношений заказчика и консультирующего специалиста; пределы применения консалтинговых услуг и пр. Все эти вопросы касаются специалистов-гуманитариев разных областей, предоставляющих консалтинговые услуги.



[1] Телевидение остается самым финансово емким каналом рекламирования.