Н.В. Елисеева - Проблемы изучения и преподавания постсоветской истории России


(Тезисы доклада)

Взаимосвязь изучения и преподавания постсоветской истории России.    Понятие “постсоветская”. Полемичность вопроса о    праве современности быть объектом исторического исследования.  Оптимисты и скептики.

Проблематика  постсоветской истории: хронологический  и тематический  ареал. Плюсы и минусы  полидисциплинарности подходов, микро и макро уровневого  анализа, разнообразия методов исследования.

Специфика постсоветской истории как научной парадигмы.    Актуализация, идеологическая заданность.    Влияние идеологий на методологические подходы  и интерпретации постсоветской истории России, их проявления в  гуманитарном дискурсе (научном, политическом, публицистическом и.т.д.). 

История постсоветской России в профессиональной исторической среде.  Статус,   историография, методология исследований. Место в  современном россиеведении.  Профессионалы  (лингвисты, историки, этнографы, социологи и др.) и дилетанты (журналисты, школьные учителя, писатели, тележурналисты, теледокументалисты,    деятели художественной культуры,   ученые, чья профессиональная деятельность связана с иными областями науки).  Конфликт интерпретаций.

Источниковедческие проблемы изучения постсоветской истории. «Индустриальный» подход к историческому источнику в условиях  интенсивно меняющейся информационной среды. Источниковый  нигилизм  в исследовательской практике.      Феномен  постсоветской историографии: книга-мемуар или книга-исследование?

Проблемы преподавания постсоветской истории России. Государственная образовательная политика и история постсоветской России. Дискуссии об учебниках по новейшей истории. Трудности концептуального формирования общего курса истории России ХХ-ХХI вв.

Перспективы изучения и преподавания постсоветской истории России. Задача вузовских  наук о современности  в формировании нового поколения  российских гуманитариев.  УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России»  как проект  концентрации усилий по изучению и  преподаванию   постсоветской истории.