С.В. Кувшинов - Гуманитарное знание и образовательные технологии: версия РГГУ

 Познание логики и философии развития науки и техники, анализ причин перехода от одной совокупности идей к другой, переход к новым принципам и подходам, воссоздание исторической летописи удач и неудач в конкретно взятой области - все это представляет значительный теоретико-познавательный и прикладной интерес для современного этапа развития информационно-постиндустриального общества.

Проведение исследований, связанных с анализом и комплексным изучением архивных текстовых документов, кино, фото, видео, аудиоматериалов, с проведением исследований в которых анализируются не только материальные объекты, но одновременно и целые общественные структуры сопряжено со многими не только методологическими, но и технологическими трудностями. Кроме того, возникают большие проблемы, связанные с проведением международных исследований, и это не столько языковый барьер, сколько оперативный доступ и обмен информацией и мнениями. В последние годы все более настоятельно требуется обновление и расширение арсенала средств и методов, которые находятся в распоряжении специалиста. Многими исследователями неоднократно отмечалось, что эффективность научных исследований во многом зависит от того, насколько хорошо разработана их методологическая и методическая базы. Поэтому все более актуальным становится вопрос о необходимости разработки принципиально новых подходов, инструментария гуманитарных исследований - персональных информационно-исследовательских систем, интегрированных в международные компьютерные сети. В этом вопросе в РГГУ наработан определенный опыт, который уже сегодня транслирован в образовательные процессы.

Российские специалисты все активнее включаются в разработку перспективных проблем использования компьютерной техники в гуманитарных исследованиях, методов искусственного интеллекта, мультимедиа технологий, применения глобальной сети Интернет. Именно эти направления являются определяющими в развитии гуманитарных наук в будущем. Конец XX-начала XXI века был отмечен резким повышением внимания в стране к проблемам информатизации общества, особенно применительно к системе образования. Было принято ряд постановлений по перестройке образования, предусматривающий, в частности, развитие программы компьютеризации в школах и вузах. В соответствии с этой программой в учебные планы был введен обязательный курс информатики, утверждены нормативы. Информатика начала проникать во множество гуманитарных дисциплин.

Применение информационных технологий долго не использовалось в гуманитарных науках. Хотя после появления микрокомпьютеров обработка текстов быстро стала наиболее распространенной сферой их применения, историки не спешили раскрыть для себя возможности нового средства. Компьютерные технологии развивались, исходя их потребностей точных наук, а связи между гуманитарными и точными науками не всегда были столь прочными, какими они становятся в настоящее время. В течение некоторого времени гуманитарии не рассматривали компьютер как реальный научный инструмент, который способен существенным образом изменить характер исследования. В тоже время появление персональных компьютеров заметно активизировало разработку программ, предназначенных для контроля знаний и обучения гуманитарным дисциплинам. Другой важный аспект "микрокомпьютерной революции" был связан с возрастанием интереса к созданию баз данных по материалам исторических источников. Программное обеспечение персональных компьютеров дало в руки исследователей весьма удобный и доступный каждому инструмент для хранения данных источника и информационного поиска. Появление компьютеров очередного нового поколения – ноутбуков - стимулировало разработку не только баз данных, но и баз знаний, экспертных систем, систем искусственного интеллекта, например, когнитивных компьютерных моделей понимания текста. Появилось новое понятие – образовательная, информационная среда.

Современная техника позволила воплотить в жизнь цифровое видео, виртуальную реальность, системы распознавания речи, образов, сбор воедино огромного количества информации на принципиально новом уровне. На данный момент использование телекоммуникаций и сетевых информационных технологий обеспечивает удаленный доступ к национальным и зарубежным банкам данных и знаний научно-технической, исторической информации, оперативный обмен методической и научной информацией между отдельными исследователями и исследовательскими центрами, проведение видеоконференций, открытых семинаров, в которых могут участвовать одновременно большое количество исследователей из различных стран.

Современное состояние и перспективы развития информационных и коммуникационных технологий в России позволяют отметить, что происходящие в России преобразования, связанные с демократизацией общества, включением страны в мировое информационное пространство, создают благоприятные условия для внедрения современных и перспективных информационных технологий в сферу гуманитарных исследований. Огромные размеры территории России, а также большое количество удаленных друг от друга исследователей, необходимость их более тесного и эффективного взаимодействия стимулирует развитие в России информационных систем для целей различных гуманитарных научных направлений. Компьютерная, видео и телевизионная техника, программы на оптических дисках CD-ROM, DVD-ROM и гипермедиа-технологии становятся важными средствами повышения эффективности любых исследований.

Решение этих проблем идет по пути создания национальной Российской информационно-коммуникационной системы с одновременным развитием региональных систем и соответствующих региональных банков компьютерной информации. Глобальная мировая информационная среда постоянно увеличивает число источников, которые могут быть использованы в исследованиях, однако включение исследователя-пользователя в эту систему порождает проблемы технического и нравственного плана.

Одной из самых важных функций, реализованных в Интернет, является поиск информации. Неисчислимые объемы информации представлены в сети, так что можно потратить огромное количество времени, просто переходя из одного раздела в другой и определяя, какая информация имеется в наличии. Это является первой проблемой, которая связана не столько с имеющимся оборудованием, сколько с культурой пользования и быстрым поиском нужной информации. Быстрота связи с сервером не равна быстроте получения информации по той причине, что ее может там и не быть. Поэтому начинающие исследователи первоначально пытаются связаться с широко известными серверами, хотя нужная информация лежит совсем в другом месте. Вторая проблема больше связана с исследователями старшего поколения, часть из которых не всегда может воспринимать работу с новыми информационными технологиями. В целом же подключение исследователей к данному типу источника информации ничего кроме пользы не несет.

Эффект взрыва произвело появление таких средств управления поиском информации как World Wide Web. Данное средство использует метафору паутины, т.к. эта система позволяет свободно перемещаться внутри системы, построенной на идеях гипертекста. На данный момент эффективно используют web-технологии в создании новых электронных ресурсов для исследований, расширения доступа к электронным архивам и базам данных, повышается коммуникативность сообщества исследователей разных стран. Однако существуют определенные проблемы использования Интернет-ресурсов в гуманитарных исследованиях. Здесь интерес вызывают вопросы, связанные с авторским правом и ссылками на электронные ресурсы, а также разработка и применение соответствующих исследовательских методик. Мы серьезно отстаем от развитых стран в использовании уже существующих и производстве собственных электронных ресурсов. Но в то же время сложившаяся ситуация содержит в себе серьезный потенциал, на основании которого мы в состоянии ликвидировать свое отставание, учитывая уже имеющийся опыт и несомненную будущую востребованность электронных ресурсов в нашей стране в условиях серьезного информационного голода, вызванного разрушением существовавшей ранее структуры распространения информации. В этих условиях согласованная работа и здоровая конкуренция в сфере качества создаваемых ресурсов должны принести свои плоды, крайне необходимые всем исследователям.

На данный момент Интернет стал одним из наиболее престижных у нас механизмов, используемых для общения и получения информации электронным путем. Основное его преимущество - это всеохватывающая природа информации и услуг, которые он оказывает. Исследователи могут использовать компьютерную сеть для обмена посланиями и файлами друг с другом, могут получить информацию практически из любой части мира. Однако использование Интернет в исследовательских целях еще не столь широко распространено. Кроме того, поскольку становится все проще устанавливать связи через Интернет и появляется все большее количество необходимой информации, представляющей интерес для гуманитарных исследований. Интернет должен стать действенным инструментом этих исследований. Сегодня, для использования сетевых технологий помимо базовых знаний компьютерной грамотности, нет необходимости обладать дополнительными навыками и умениями. Существующие в сети электронная почта и видеоконференции существенно расширяют возможности общения и сокращают затраты времени и сил. Без большого преувеличения можно сказать, что основные методы работы с сетевыми технологиями это проектная и исследовательская деятельность. Для исследований, помимо средств коммуникации, нельзя не отметить и возможности мультимедийных технологий, которые являются одними из самых многообещающих перспектив. Их отличительной особенностью в сочетании с использованием оптических носителей типа CD-ROM и DVD-ROM является возможность хранения больших объемов разнородной информации - текст, цветные изображения, анимация, звук, видео. Это дает возможность заранее формировать электронные банки данных компьютерной информации, которая затем может быть использована для создания прикладных авторских мультимедиа-систем, предназначенных для информационной поддержки различных исследований. В последние годы в мультимедиа-системах все чаще используются средства компьютерного моделирования. Эти средства позволяют пользователям наблюдать за процессами и явлениями, которые невозможно увидеть в реальной жизни. Например, это расщепление атомного ядра, астрономические явления и др. Представление знания нелинейным путем в форме гипертекста – является также новацией для ученого, и оно обладает замечательной возможностью показа интерпретации процесса вместе с тем рядом данных, на котором эта интерпретация основана. Это придает, например, истории одну из уникальных черт научности: исследование может быть повторено, если представлены данные и методы.

В настоящее время созданы и промышленным образом тиражируются оптические диски типа CD-ROM популяризирующие источники, которые ранее были доступны для ознакомления лишь при непосредственном посещении архивов. При этом удается не только объединять в техническом плане оцифрованное изображение источника, но и сопровождать его многоаспектной справочной текстовой информацией, а также соответствующим тематике видеорядом. Все это создает достаточно сильное воздействие на пользователей информационной исследовательской системы, позволяет не только получить необходимую информацию, но и улучшить ее восприятие, сделать процесс интересным не только специалисту, но и просто интересующемуся наукой человеку. Разработки собственных прикладных мультимедиа-систем активно осуществляются в России в последние 5-6 лет.

Существенным вкладом информационных технологий стало сканирование и оцифровка, в первую очередь, исторических источников. Например, преобразование документа в оцифрованное изображение выполняется в два этапа: на первом - осуществляется преобразование носителя, т.е. перенесение информации с оригинала источника путем оцифровывания изображения на электронный носитель, на втором – происходит содержательное преобразование изображения документа в коды компьютера. Преимущества данных методов «налицо» - надежность электронного носителя по сравнению с традиционным, в особенности, когда речь идет о редких и разрушающихся источниках, и лучше условия компьютерной обработки оцифрованного источника по сравнению с оригиналом. Содержательное преобразование также имеет определенные преимущества. Это непосредственный доступ к словам и цифрам, широкие возможности компьютерного анализа текстов и т.д. В последнее время все шире стали использоваться программы, построенные на технологии управляемого хаоса, позволющие создавать факсимильные электронные копии документов и осуществляющие поиск информации в них! Возможности информационных технологий позволяют работать не только с аудио- и видеоинформацией, но и с мультимедиа-системами в режиме виртуальной реальности. Существующая в Интернет виртуальная реальность позволяет перемещаться по изображениям в трехмерном пространстве, вращать объекты и просматривать виртуальные сцены, экспериментировать с объектами. Это является, пожалуй, самой впечатляющей разработкой содержимого Интернет, которая также ждет своего применения в гуманитарных науках.

В настоящее время в контексте обсуждаемой проблемы можно отметить два типа использования Интернет. Первый - это исследовательские проекты, когда исследователи ищут информацию по интересующим их вопросам и выполняют научные работы по результатам своих исследований. Второй - совместная работа над проектами: исследователи могут встретиться on-line для того, чтобы разработать и осуществить совместные действия по различным волнующим их темам.

Особенностями проведения российских, например, историко-научных исследований является то, что большинство исследователей, до сих пор не выходит за рамки текстовых редакторов, хотя в других областях, не гуманитарных, исследования уже ведутся в персональных информационно-исследовательских системах и широко используются мировые информационные ресурсы.

Уже сегодня совершенствование программного обеспечения «стандартных» баз данных начинает осуществляться через совместную работу российских и зарубежных институтов. Этому способствовуют значительное возрастание роли и значения гуманитарного знания в мире, “внутренние” процессы развития самого гуманитарного знания с фиксируемым стремлением к единству предметного поля, междисциплинарности и универсальности методологии, лавинообразное распространение компьютерных технологий на сферу гуманитарного знания. Разработка относительно больших баз данных проложит путь к применению гипертекстовых технологий и созданию международных архивов.

Примером активности гуманитарной сферы может служить Российский Государственный Гуманитарный Университет (РГГУ). В РГГУ давно использовались, правда, с разной степенью эффективности, отдельные компьютерные технологии. Однако в последние три, четыре года отношение к ним радикально изменилось, они переместились в центр обсуждения научных, учебных и даже организационно-экономических проблем университета. Большую роль сыграло понимание роли и значения современной науки информатики, понимание ее гуманитарно-преобразующей функции и места в системе образования. Это обстоятельство явилось следствием совпадения “внутреннего развития” университета - превращением его в универсум знаний нового типа, и ряда внешних “вызовов”, прежде всего со стороны общемировой тенденции развития гуманитарного образования. В РГГУ была разработана и проходит экспериментальную проверку новая концепция организации научно-учебного процесса. Основная идея нового подхода - создание, прежде всего с помощью новых информационных и коммуникационных технологий, специальной среды, особого пространства информации, обеспечивающих максимально полное, творческое усвоение материала изучаемой проблемы студентом при одновременном усилении творческой, концептуальной и методологической составляющей исследовательского и преподавательского труда.

Новая научно-учебно-исследовательская международная информационная среда принципиального нового типа имеет свою философию. Современные мультимедийные формы представления знаний и сетевые технологии не сводятся к совокупности отдельных баз данных, а являются базисом для формирования новых методологических подходов. Среда может выполнять функции информационного обеспечения практически неограниченного, по мере ее развития, числа дисциплин, общих и специальных курсов; служить необходимым инструментом учебного процесса, становясь по мере развития формой и содержанием исследовательской и образовательной деятельности.

Можно выделить три стадии внедрения новых информационных технологий в учебно-исследовательский процесс, а так же в исторические, философские, историко-научно-технические исследования.

Первая – это когда старая сущность обрабатывается с помощью новой технологии. Эта стадия включает создание библиографических баз данных, процедуры для системной автоматизированной классификации. Ранее поставленные задачи решаются более эффективно благодаря привлечению новых технических средств обработки и новых технологических приемов.

Вторая стадия внедрения информационных технологий делает возможным принципиально новый подход, который заключается в переходе от управления фреймами информации к управлению знаниями. Здесь заключена идея сосредоточить в одном месте всю информацию и знания о некотором событии и иметь возможность отобрать нужную часть этих знаний в реальном времени. Например, исследователи, занимающиеся изучением заимствования научно-технического опыта, могли бы уверенно использовать информационный продукт, в котором собраны, как сведения из всех существующих исторических источников, так и все результаты исследований по этой теме. Доступ в реальном времени к историческому факту, к его интерпретации предшествующими исследователями, свободное и быстрое движение в этом информационном пространстве – это уже реальность.

Третья стадия адаптации информационных и коммуникационных технологий свидетельствует об изменении стиля жизни, культуры, в соответствующем «компьютерном мире», т.е. в сфере исторических данных и знаний, манипуляции историческим знанием, процессов исторического исследования. Весь массив информации, результаты исследовательских работ становятся доступными для учебной и исследовательской работы, таким образом создается новая научно-учебная информационная среда.

Существенные, качественные изменения могут произойти лишь при условии «компьютерной революции» в сознании исследователей, при условии внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий в повседневность. Представляется, что современное исследовательское информационное пространство должно включать в себя четыре главных компонента: • информационные ресурсы - документированные данные и знания, циркулирующие по информационным каналам и накапливаемые в информационных хранилищах - архивах, фондах, базах данных, в видах пригодных для широкого использования; • информационное сообщество - множество субъектов (организаций и физических лиц), действующих в едином информационном пространстве сферы различных исследований в качестве генераторов информации, различного рода посредников и потребителей информации данной сферы; • информационную инфраструктуру - информационные каналы и хранилища, информационные технологии, правовую и финансово-экономическую базу деятельности информационного сообщества; • средства и методы, обеспечивающие информационную деятельность, совокупность процессов и действий, осуществляемых информационным сообществом с использованием информационных ресурсов и инфраструктуры с целью производства научных исследований.

Наиболее очевидная область применения информационных сетевых технологий в научно-исследовательской области – это организация коллективных исследовательских серверов.