О.Ю. Шамаева - Образовательные технологии в основных образовательных программах уровневой системы подготовки

Переход на уровневую систему образования и реализация принципов Болонского процесса поставили в повестку дня вопрос о смене парадигмы содержания и метода в современном образовании. На смену идеологии передачи «готового знания» приходит идеология формирования компетенций, а парадигма передачи знаний сменяется парадигмой дееспособности.

Эти сущностные изменения нашли отражение в изменениях законодательной базы российского образования, легли в основу Федеральных государственных образовательных стандартов, разработка которых вступила в завершающую стадию.

Перед вузовским сообществом в ближайшее время встанет задача формирования основных образовательных программ на основе ФГОС-3, их отличительными особенностями должны стать компетентностная направленность, студентоцентрированная ориентация, введение системы зачетных единиц, применение результатов образования и компетенций как одного из главных структурирующих принципов, модульная организация образовательного процесса.

Реализация таких образовательных программ придает новое значение образовательным технологиям, призванным создать условия для подготовки выпускников на деятельностной основе. Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2007г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, включены в состав ООП высшего профессионального образования.

Что понимают под современной образовательной технологией? Определений довольно много, на наш взгляд, наиболее удачным является следующее: образовательная технология (educational technology) – система средств, форм и способов организации образовательного взаимодействия, обеспечивающих эффективное управление и реализацию образовательного процесса на основе комплекса целей и определенным образом сконструированных информационных моделей осваиваемой реальности – содержания образования.

Переход к компетентностно-ориентированному образованию усиливает роль образовательных технологий в реализации образовательных программ. Привычные знания-умения-навыки не отрицаются, но акцент переносится на знание-понимание-навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, универсальные и профессиональные. Компетенции, определяемые макетом ФГОС-3 как способность успешно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, понимаются как результат образования. Современные реалии требуют адаптации человека к часто меняющимся условиям, отсюда востребованность таких универсальных компетенций как умение работать в команде, способность к критическому мышлению, способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности, навыки самообразования и др. Знание можно передавать студенту, компетенции студент приобретает в ходе особым образом организованного образовательной технологией образовательного взаимодействия. Технологии интерактивных форм обучения, проектные, проблемные технологии, контекстное и дифференцированное обучение стимулируют познавательную активность студентов. Только действия и их рефлексия, осознание и решение проблем, получение результатов заставляют размышлять и формируют запрос на соответствующие знания.

В образовательной технологии меняются функции преподавателя и студента: преподаватель становится консультантом-координатором образовательного взаимодействия, а не просто выполняет информирующую и контролирующую функции. Студент обретает большую самостоятельность в выборе путей освоения учебного материала. Образовательная технология способствует дифференциации и индивидуализации учебной деятельности студентов, реализации индивидуальной траектории обучения. Все это отвечает принципу студентоцентрированной ориентации ООП. Модульная организация образовательного процесса делает возможным, а с точки зрения повышения качества образования и необходимым, использование так называемых обобщенных технологий, работающих в диапазоне всех учебных дисциплин модуля.

Новая роль образовательных технологий в ООП уровневой системы требует новых подходов к их проектированию. Как и ООП в целом образовательная технология разрабатывается от результата образования и в зависимости от его уровня (бакалавриат, магистратура, специалитет), т.к. не все технологии могут быть одинаково успешно применимы для всех уровней. На основе анализа потребности рынка труда, будущей профессиональной деятельности выпускника в соответствии с государственными нормативными документами формулируется цель ООП, выстраивается модель профессиональной подготовки. На этой основе проектируется образовательная технология: определяется сочетание методов, форм организации, средств обучения и самообучения; конструируются учебные элементы, дидактические материалы, учебные ситуации; разрабатывается структура и содержание учебных занятий; планируется самостоятельная работа студентов; проектируются контролирующие процедуры.