Левичева В.Ф. - Социология в публичном пространстве современного российского общества


 1. Классическая гуманитарная интеллигенция, по сути, вырабатывала для общества  социокультурные нормы, интегрированные оценки («предельные основания») того,  как и что «принято» и «не принято» делать и думать.

Мир изменился. Процессы глобализации и информационная «инфильтрация» буквально каждой «клеточки», каждого элемента социальных связей привели к тому, что основные средства доминирования и убеждения оказались отнюдь не в руках (и не в мозгах!) интеллигенции. Центры влияния на умы наших современников – телевидение, СМИ, Интернет, аффилированные структуры при администрациях (аналитические центры, институты – разработчики) работают вне традиционных университетских и академических структур, как особого рода корпорации.

Однако во многих  европейских обществах  сохраняется такая социальная фигура (актор) как интеллектуал – властитель дум, и влияние интеллектуальных сообществ («мозговых трестов») очень велико.

2. Проблема адаптации  всех институциональных механизмов гуманитарных наук к современной российской общественной динамике.

Вузы, преподаватели-ученые, научные труды должны ответить на вызовы современного общества, т.е. предложить такие интеллектуальные продукты, которые востребованы нашим обществом.

Форматы, в которых предлагается гуманитарное знание обществу и управленческим структурам.

-Классические:  статья, монография, диссертация.

- Новые и реально востребованные: информационно-аналитические записки, обоснование (идеологическое, политическое) законопроекта, аналитическая справка, мониторинги, рейтинги (медиалогия), экспертные заключения и оценки, проектно-программные продукты (целостное – историческое, социальное, политико-идеологическое обоснование и структурализация государственных и негосударственных  инновационных проектов и программ). Концептуализация инноваций.

Интернет-продукты (не статьи в электронной форме, а именно позиционные и позиционирующие конструкты)

Особенности  работы в новом информационном поле.

3. Контент  как  предмет идеологического потребления.

Расширение возможностей продуктивной интеллектуальной деятельности  цифровыми форматами.

4.Социальная и гуманитарная экспертиза как инструмент влияния.     Необходима системная экспертиза  социальных и гуманитарных последствий  подготовленных законопроектов и вариантов управленческих решений. Действующая  (признанная) система принятия экспертных заключений в различных отраслях (судебно-медицинская, проектно-строительная, врачебно-трудовая, искусствоведческая, экологическая и пр.), ее достоинства и недостатки.  Тенденция расширения поля экспертной  деятельности. Методы проведения социальных и гуманитарных экспертиз.

Важность выработки и закрепления регламентационных процедур и  оформления результатов экспертиз.  Востребованность символического капитала современной науки: трудности и решения.

5. Особенности  конструирования современных публичных дискуссий (дискуссионных площадок). «Социологические машины», «потребительский маркетинг»  versus  академическая и университетская социология: на чьей стороне наука?  Что происходит «на самом деле»?