Гуманитарные чтения РГГУ - 2008. Сборник материалов. Часть 1. (Содержание/Скачать PDF версию)

Скачать (pdf)


Содержание

Е.И. Пивоваp
О новом проекте РГГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

 

Программа пленарных заседаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Программа общеуниверситетских презентаций . . . . . . . . . . . . . . . . . .  23
Научные и научно-методические мероприятия институтов,
факультетов и учебно-научных центров РГГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

 

Состав Наблюдательного совета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71

 

Заседание Наблюдательного совета Чтений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

 

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88

 

Е.И. Пивовар
О Гуманитарных чтениях РГГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
С.Д. Серебряный
Круглый стол «Гуманитарные и социальные науки:
проблемы теории и языка». Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . .96
Е.Е. Кравцова
Круглый стол «Общественные функции
гуманитарного знания». Постановка проблемы
(взгляд психолога) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
А.Б. Безбородов
Круглый стол «Гуманитарное знание
о России: перспективы россиеведения».
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
С.В. Кувшинов
Круглый стол «Гуманитарное знание
и образовательные технологии: версия РГГУ».
Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ
НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ
И ЯЗЫКА»
Выступления докладчиков и участников
подиумных дискуссий

 

В.К. Финн
К логике и методологии гуманитарного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Н.И. Кузнецова
К вопросу о логике и методологии
гуманитарного познания
(беглые заметки по докладу
В.К. Финна) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
В.В. Платонов
О философских аспектах методологии
гуманитарного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
В.Ф. Спиридонов
Когнитивный поворот в гуманитарных
и социальных науках в конце ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
М.В. Фаликман
Гуманитарный поворот в когнитивных науках,
или Взгляд из-за приподнявшегося
«железного занавеса» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
В.П. Филатов
Роль когнитивизма в методологии
социальных наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ФУНКЦИИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ»
Выступления докладчиков и участников
подиумных дискуссий

 

М.И. Гельвановский
Глобализация как объект междисциплинарных
исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
О.И. Тиунов
Проблемы международного гуманитарного права . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
В.Т. Кудрявцев
Личностный рост как проблема гуманитарного
знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
В.Ф. Левичева
Социология в публичном пространстве
современного российского общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
М.С. Цапко
Консалтинг в сфере деятельности социолога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ
«ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ О РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РОССИЕВЕДЕНИЯ»
Выступления докладчиков
и участников подиумных дискуссий

 

А.Б. Каменский
Изучение истории дореволюционной России:
состояние и перспективы, новые методы и подходы . . . . . . . . . . . . . . . 157
Е.И. Пивовар
«Русский мир» как социальная, общественно-
политическая и культурная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
А.В. Власов
«Русский мир» и страны постсоветского зарубежья . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Н.В. Елисеева
Проблемы изучения и преподавания
постсоветской истории России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Л.М. Дробижева
Ресурсы федерализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
О.В. Павленко
Современная внешняя политика России
в исследовательских проекциях:
дискуссионные аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Н.И. Басовская, Т.Ю. Красовицкая, В.А. Хохлов
Видеомемуары современных российских деятелей
науки и культуры: научно-образовательный
проект РГГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ВЕРСИЯ РГГУ»
Выступления докладчиков
и участников подиумных дискуссий

 

О.Ю. Шамаева
Образовательные технологии в основных
образовательных программах уровневой
системы подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191
Е.Н. Ивахненко
Становление магистратуры в российском
университете: проблемы и решения
(из опыта РГГУ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Л.Г. Березовая
Инновационное образование как «суровая
необходимость» информационного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
В.Б. Кравченко
Болонский процесс и проблемы структуры
высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
С.В. Кувшинов
Образовательные технологии и построение
образовательной среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210
С.Ю. Неклюдов
«Поле знания» и современный педагогический
процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПЛЕНАРНОЕ
ЗАСЕДАНИЕ

 

Д.П. Бак
Открытие заседания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
С.Д. Серебряный
Обзор круглого стола «Гуманитарные и социальные
науки: проблемы теории и языка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Е.Н. Ивахненко
Обзор подиумной дискуссии «Социальные
науки о глобализирующемся мире» (круглый стол
«Общественные функции гуманитарного знания») . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Ж.Т. Тощенко
Обзор подиумной дискуссии «Осознание
и конструирование социальными науками их роли
в обществе» (круглый стол «Общественные функции
гуманитарного знания»). Взгляд социолога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236
А.Б. Безбородов
Обзор круглого стола «Гуманитарное знание о России:
состояние и перспективы россиеведения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Г.И. Зверева
Обзор круглого стола «Гуманитарное знание
и образовательные технологии: версия РГГУ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Е.И. Пивовар
Закрытие Чтений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257

 

Приложение
Л.Л. Батова
Обзор электронных информационных ресурсов
Научной библиотеки РГГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262

 


 

Скачать (pdf)