Меморандум Наблюдательного совета

Международного научного форума «Гуманитарные чтения РГГУ»


Настоящим меморандумом Наблюдательный совет Международного научного форума «Гуманитарные чтения РГГУ» выражает свою поддержку проекту и одобряет мероприятия по подготовке очередных, Седьмых Гуманитарных чтений, которые пройдут в Российском государственном гуманитарном университете 28 марта – 2 апреля 2014 года.

Шестые Гуманитарные чтения РГГУ состоялись 20–25 марта 2013 года. Масштабный форум с участием ученых из ведущих российских университетов и академических институтов гуманитарного профиля привлек внимание студентов РГГУ и других российских университетов, коллег из университетов и исследовательских центров России и других стран, а также средств массовой информации и представителей общественности.

http://www.gumchtenia.rggu.ru/section.html?id=10103

В ходе Шестых Гуманитарных чтений было проведено около 100 мероприятий. Доклады пленарных заседаний, а также обширная подборка дополнительных материалов опубликованы в сборнике «Гуманитарные чтения РГГУ – 2013».

В настоящем Меморандуме формулируются основные принципы проведения Гуманитарных чтений РГГУ – 2014.

 

Девиз форума – «Наука и образование в современном информационном обществе: миссия гуманитарного университета.

 

Проведение в 2014 году в России Года культуры, года истинного просветительства, обращения к культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали, предопределило центральную тему Гуманитарных чтений РГГУ – 2014:  

 

«Архивы без границ: вызовы информационного общества».

 

Актуальные задачи привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире рассматриваются в контексте судьбы архивов и культуры информационном обществе. Изменения в деятельности архивов – важнейшего информационного ресурса культуры – обусловлены трансформацией общекультурных категорий в информационном обществе, определены особым местом, которое архивы – феномен культуры – занимают в жизни личности, общества, государства. В условиях внедрения новых информационных технологий и расширения глобального информационного пространства перед архивами стоят новые вызовы.

В год 100-летия начала Первой мировой войны Россия вспоминает своих героев. Ассоциация историков Первой мировой войны, Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации совместно с Историко-архивным институтом РГГУ проводят научную конференцию, а Государственный архив Российской Федерации и Государственный  музейно-выставочный центр «Росизо» Министерства культуры России представляет мультимедиавыставку «Взгляни в глаза войны (Россия в Первой мировой войне)».

В соответствии со сложившейся и оправдавшей себя традицией Гуманитарные чтения РГГУ – 2014 проводятся по четырем основным направлениям: 

  1. Теория и методология гуманитарного знания.

  2. Общественные функции гуманитарных и социальных наук.

  3. Россиеведение.

  4. Гуманитарное знание и образование.

Методологические проблемы наук об информации; методологии исследования прошлого как политического ресурса; философские основания и пути интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний; антропология памяти; типология личности в истории России; современные технологии перевода гуманитарного знания в университетские образовательные практики – таков далеко не полный перечень тем, выносимых на обсуждение в ходе пленарных заседаний.

В рамках международного форума в течение марта – апреля 2014 г. пройдут многочисленные научные, в том числе студенческие и аспирантские конференции, круглые столы, состоятся презентации новейшей исследовательской литературы.

Запланированы научные и научно-образовательные мероприятия филиалов РГГУ.

Идеей, объединяющей всех участников форума, как бы далеко они не расходились в постановке и разрешении занимающих их разнообразных исследовательских проблем, является миссия и судьба гуманитарного университета в современную информационную эпоху как исследовательского университета, в котором наука составляет главное содержание деятельности. Именно наука обеспечивает передачу обучающимся универсальных знаний и формирует у них потребность в исследовательской работе.

Свобода творческого исследовательского выбора является условием приобретения индивидуальных знаний, умений и навыков, определяет социальные установки и развивает ответственность за производство духовных и культурных ценностей и историческое наследие.

В ходе Международного научного форума «Гуманитарные чтения РГГУ–2014» расширяется коммуникативное пространство, в научно-исследовательскую работу, проводимую профессорами, преподавателями, аспирантами и студентами, вовлекаются новые участники,  Междисциплинарный и межкультурный диалог между представителями различных исследовательских и образовательных структур, ведущийся на площадках гуманитарного исследовательского университета, отвечает на вызовы глобальной трансформирующейся эпохи, способствует преодолению формальных границ  науки и образования, методологии и практики научного познания, академических и университетских учреждений и организаций, частных и государственных объединений.

Ближайшими задачами Гуманитарных чтений РГГУ–2014 являются:

•          Внедрение научных результатов Чтений в образовательные программы университета; привлечение к участию в пленарных и подготовительных научных мероприятиях студентов, магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей РГГУ и, по возможности, других московских и российских вузов.

•          Привлечение к участию в Чтениях преподавателей и студентов филиалов РГГУ, в частности, в форме онлайн-трансляций.

•          Активное информирование широких кругов академической и университетской общественности о ходе и результатах Гуманитарных чтений. В связи с этим члены Наблюдательного совета Гуманитарных чтений РГГУ готовы обратиться к коллегам с призывом самым активным образом участвовать в подготовке и проведении очередных Чтений 28 марта – 2 апреля 2014 г: планировать совместные с РГГУ научные и научно-образовательные мероприятия; выступать на пленарных и локальных мероприятиях Чтений с научными докладами; приглашать к участию в Чтениях и дальнейшей связанной с ними научной работе исследователей, преподавателей и студентов из отечественных университетов и академических институтов.