Меморандум Наблюдательного совета Гуманитарных чтений РГГУ – 2015

 

Настоящим меморандумом Наблюдательный совет Международного научного форума «Гуманитарные чтения РГГУ» выражает свою поддержку проекту и одобряет меры по подготовке очередных, Восьмых Гуманитарных чтений 31 марта – 2 апреля 2015 года.

Седьмые Гуманитарные чтения РГГУ состоялись  28 марта – 2 апреля 2014 г.  Масштабный форум, в рамках которого было проведено 80 научных мероприятий, с участием ученых из ведущих российских университетов и академических институтов гуманитарного профиля привлек внимание студентов РГГУ и других российских университетов, коллег из университетов и исследовательских центров России и других стран, а также средств массовой информации и представителей общественности.

Содержание Седьмых Гуманитарные чтений РГГУ в полной мере соответствовало девизу форума «Наука и образование в современном информационном обществе: миссия гуманитарного университета». Ведущие исследователи-гуманитарии получили возможность продолжить междисциплинарный и межкультурный диалог между представителями различных исследовательских и образовательных структур, обсудить в рамках Года культуры ответственность за производство духовных и культурных ценностей и их историческое наследие. Чтения способствовали разработке новых научных и образовательных программ; регулярное проведение аспирантских и студенческих научных мероприятий обеспечивало интеграцию в научное сообщество молодого поколения исследователей.

В настоящем Меморандуме формулируются основные принципы проведения Гуманитарных чтений РГГУ – 2015. Согласно существующей традиции, Чтения 2015 года в целом сохранят ранее сложившуюся структуру и будут проведены по четырем основным направлениям:

 

1. Теория и методология гуманитарного знания;

2. Россиеведение;

3. Общественные функции гуманитарных и социальных наук;

4. Гуманитарное знание и образование.

 

Для Гуманитарных чтений в 2015 году в качестве магистральной выбрана тема форума «Литература и История: образы реальности/реальность образов».

2015 год – Год литературы в Российской Федерации, государственный проект, призванный способствовать объединению российского общества, развитию культуры, общенационального национального самосознания и самопознания.

2015 год – Год победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

 Историческая наука и литература призваны рассказать, каждая своими средствами и способами, правду о великой Победе нашего народа, восстановить в деталях ее героическую и повседневную историю, раскрыть душу и внутренние переживания ее участников – и на фронте, и в тылу. 

В этот год миссия гуманитарного университета, университетских ученых и преподавателей, состоит в том, чтобы, ответственно решая просветительские и образовательные задачи, деятельно участвуя в формировании гражданского общества, в подготовке соответствующих современной информационной эпохе специалистов, считать главным содержанием своей деятельности изучение и освоение духовных и культурных ценностей многонационального российского народа – его истории, литературы, языков, искусства.

Способы освоения и осмысления исторической действительности литературой и историей различны, жизнь людей и общества, народов и государств по-разному предстает в историко-познавательных опытах и художественном воплощении. Их объединяет единство объекта художественного или научного познания, они неразрывно связаны друг с другом фактами и понятиями. Их сближают не только методы постижения исторической реальности, но и этические нормы, а в конечном итоге общечеловеческие идеалы и ценности. Вместе и порознь, то решительно отдаляясь друг от друга, то сближаясь едва ли не до полного слияния, история и литература обеспечивают сохранение исторической памяти и передачу ее новым поколениям.

Научно-исторический текст сплошь и рядом выступает как литературный артефакт, а художественное произведение становится событием в исторической науке. Поэтику истории сопровождает историзм литературы.

Интеграция истории и литературы влечет за собой совершенствование междисциплинарных подходов в гуманитарном и социальном знании в целом– в философии и экономике, праве и культурологии, политологии и журналистике,  музеологии, архивоведении.

 

Первый день работы Гуманитарных чтений уже традиционно открывается Днем архивов. На этот раз на обсуждение вынесена тема «Архивы в информационном пространстве».

Заявлена программа Российского государственного гуманитарного университета, Издательства Кембриджского университета, компании East View Information Services, Государственной публичной исторической библиотеки  «Кембриджские издания архивов», посвященная новым информационным технологиям и расширению информационного пространства.

В ходе научных дискуссий филологов, историков, социологов, культурологов, представителей иных областей гуманитарного знания предстоит обсудить не только уже свершившееся социальное прошлое, но и сформулировать прогнозы на ближайшее будущее. Этим темам будут посвящены заседания пленарной программы Гуманитарных Чтений: «Литература в контексте культуры», «История и литература в исследовательском и образовательном пространстве гуманитарного университета», «Типология личности в истории России средневековья и нового времени: историк и художественная литература».

Качество гуманитарного образования в РГГУ традиционно является приоритетом образовательной политики. Современные образовательные стандарты основаны на принципе междисциплинарных связей, вопросы которых, еще недостаточно проработаны профессиональным сообществом, в частности, слабо изучено влияние междисциплинарных связей на результаты обучения и т.п.  Эти проблемы будут рассмотрены на пленарном заседании «Междисциплинарные основания качества гуманитарного образования».

Заслуживает одобрения система подготовительных мероприятий, благодаря которой проект Гуманитарных чтений РГГУ стал круглогодичным. Накануне открытия Чтений  в его рамках было проведено 18  российских и международных мероприятий.

Ближайшими задачами проекта Гуманитарные чтения РГГУ являются:

  • Внедрение научных результатов Чтений в образовательные программы университета; привлечение к участию в пленарных и подготовительных научных мероприятиях студентов, магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей РГГУ и, по возможности, других московских и российских вузов;

  • Привлечение к участию в Чтениях преподавателей и студентов филиалов РГГУ, в частности, в форме онлайн-трансляций;

  • Активное информирование широких кругов академической и университетской общественности о ходе и результатах Гуманитарных чтений. В связи с этим члены Наблюдательного совета Гуманитарных чтений РГГУ готовы обратиться к коллегам с призывом самым активным образом участвовать в подготовке и проведении очередных Чтений 31 марта – 2 апреля 2015 г: планировать совместные с РГГУ научные и научно-образовательные мероприятия; выступать на пленарных и локальных мероприятиях с научными докладами; приглашать к участию в Чтениях и дальнейшей связанной с ними научной работе исследователей, преподавателей и студентов из отечественных университетов и академических институтов.

Пивовар Е.И., Алексеев В. В., Ананьич Б. В., Арский Ю. М., Багно В.Е., Батурин Ю. М., Васильев С. Н. , Воротников Ю. Л., Гусейнов А. А., Давидсон А.Б., Давыдов В. М. Дыбо В. А., Зализняк А. А. Иванов В. В., Иванов И.С., Казанский Н.Н., Карпов С. П., Ковальчук М.В., Козлов В.П. Куделин А. Б., Лекторский В. А., Макаров В.Л., Макаров Н. А., Молдован А.М., Мясников В.С., Некипелов А.Д., Панченко В.Я., Пивоваров Ю.С., Попков Ю.С., Скрябин К.Г., Тишков В.А., Топорков А.Л., Торкунов А.В., Четверушкин Б.Н.,Уваров П.Ю., Успенский Б. А., Чубарьян А.О.