Гуманитарные чтения РГГУ Гуманитарные чтения РГГУ - 2015 Направления работы Гуманитарных чтений

Направления работы Гуманитарных чтений

Направление: «Теория и методология гуманитарного знания»

Литература в контексте культуры 

Необходимость коренного пересмотра ценностных принципов литературного образования как основы развития культуры «честного чтения» (А.П. Скафтымов)  назрела в российском обществе. Но у государства, общества, да и у самой школы осознание этой необходимости по-настоящему еще не наступило. Речь идет не об отдельных талантливых словесниках, а о стратегическом отношении к курсу литературы и о деятельности школьников на уроках по этому предмету. Школьная практика авторитарного отношения к литературе и читателю, упрощенные представления о месте литературы в формировании духовной культуры личности  –  существенный фактор снижения интереса к чтению у многих выпускников.

Общественное внимание к литературе в школе как «средству воспитания духовности российского гражданина» в последнее время свидетельствует не только о всеобщем интересе к положению, в котором оказался один из самых бесправных школьных предметов, но зачастую и о низком уровне компетенции тех, кто берется обсуждать и решать проблемы литературного образования. Нельзя не заметить, что многие традиции инновационного образования, накопившиеся за 1990-2000-е гг. оказываются под угрозой уничтожения. В связи с этим думающий филолог-педагог вынужден самоопределяться не только по отношению к литературе и читателю-школьнику, но и по отношению к позиции политиков и чиновников, навязывающих филологической общественности свое архаическое, крайне идеологизированное  представление о «духовной культуре», воплотившееся в «единых концепциях» «единых учебников». Как видим, литературу опять предлагают считать «средством воспитания», а не предметом эстетического образования со всеми вытекающими из этого задачами формирования духовной культуры. И вновь учителя литературы становятся заложниками чиновничьих проектов с отчетливо выраженной «идеологической доктриной».   

Проблемные вопросы: 

  • Каково место литературы в культуре и, в частности, в современной культуре?

  • Какова роль читательской культуры художественного восприятия общекультурном статусе и потенциале человеческой личности. 

  • Как в школьной практике могут реализовываться филолого-педагогические альтернативы тенденциям тотальной унификации литературного образования?

  • Каким образом литература в школе может (должна ли?) сочетать решение собственно образовательных и воспитательных задач? Уместно ли их разграничение?

  • Освоение каких гуманитарных понятий, представлений и способов позволит духовно развиваться современному читателю?

  • Следует ли считать произведение основным предметом литературного образования?

  • Должна ли принципиально меняться  стратегия литературного образования в контексте электронной «виртуализации» жизни?

  • Какие способы учебной деятельности и развития духовной культуры личности наиболее продуктивны в современном социокультурном контексте?

  • Как следует соотносить в работе школьного филолого-педагогического сообщества модели развития читательской культуры с «эпохами» становления личности школьника?

  • Как обучать студентов-филологов и учителей литературы основам моделирования и организации коммуникативного пространства на занятиях по литературе?

  • Какие междисциплинарные открытые проекты можно считать продуктивными альтернативами современному кабинетному способу изучения литературы?

 

История и литература в исследовательском и образовательном пространстве гуманитарного университета 

Проблематика Круглого стола ориентирована на укрепление и развитие мощной историографической и культурной традиции взаимосвязанного  научного освоения прошлой реальности и ее художественного переосмысления, когда научно-исторический текст выступает как литературный артефакт, художественное произведение становится событием в исторической науке и поэтику истории сопровождает историзм литературы.

На обсуждение выносятся вопросы исторического анализа художественного текста, поэтических тексов в кириллической печатной книге XVII – начала XVIII в., духовного осмысления природы и традиций ученичества русского монашества, сравнительного анализа образа Бориса Годунова в «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина  и драме А.С. Пушкина «Борис Годунов», применения топографического метода в изучении биографий отечественных литераторов, источниковедческого анализа современной российской мемуаристики, истории архивов литературы и искусства, экологической истории в контексте художественной литературы.

 

Направление: «Общественные функции социальных и гуманитарных наук»

Многообразие социального проявления жизненного мира современной российской интеллигенции

Конференция является очередным этапом изучения роли гуманитарной интеллигенции в жизни современного российского общества. Данная конференция посвящена выявлению общего и особенного в жизненных позициях научно-технической и социально-гуманитарной интеллигенции; рассмотрению особенностей гражданских позиций российской интеллигенции; изучению традиций и новаторства в жизни молодой смены научно-технической и социально-гуманитарной интеллигенции.

Организаторы конференции считают, что для современного теоретического анализа данного проблемного поля необходимо применение различных научных подходов, оформляющихся в социальном гуманитарном знании, что обеспечит их взаимную экспертизу и дополняемость, создающую системное, комплексное видение соответствующих феноменов. В ходе работы конференции будут использованы данные новейших концептуальных проектов современных отечественных и зарубежных специалистов в области социологии, права, культуры, этики и социальной психологии.

Проведение данной конференции направлено на приращение и развитие гуманитарного знания в сфере изучения жизненного мира современной научно-технической и социально-гуманитарной интеллигенции, анализ общего и особенного в гражданских позициях, культурных практиках и сравнении традиций и новаторства в жизни молодой смены интеллигенции.

В подготовке и проведении конференции активное участие примут  аспиранты и студенты социологического факультета РГГУ.

Проблемные вопросы:

  • Особенности гражданских позиций российской интеллигенции (научно-технической и социально-гуманитарной)

  • Экономические реалии жизни научно-технической и социально-гуманитарной интеллигенции

  • Нравственность в деятельности разных групп интеллигенции современной России

  • Эволюция культурной жизни российской интеллигенции

  • Традиции и новаторство в жизни молодой смены научно-технической и социально-гуманитарной интеллигенции

 

Направление: «Россиеведение»

Типология личности в истории России средневековья и нового времени: историк и художественная литература

Пленарное заседание посвящено гносеологическим, источниковедческим и историографическим аспектам проблемы художественного текста и значению художественной литературы в историческом познании.

Участвующие в заседании историки, филологи, философы рассмотрят вопросы, связанные с пониманием познавательного потенциала художественного текста в научном изучении прошлого. Особое внимание будет уделено специфике художественного текста и художественной литературы как исторического источника – с точки зрения символического языка, знаковой интерпретации, герменевтики и феноменологии текста.

В заседании участвуют специалисты из РГГУ, а также представители академических  научных институтов и исследовательских центров, архивов, библиотек и музеев.

Проблемные вопросы:

  1. Источниковедческий потенциал художественного текста и проблемы источниковедения культуры.

  2. Феноменология художественного текста в научной работе историка.

  3. Категория историзма и художественный текст.

  4. Историографические судьбы проблематики художественного текста в исследовании прошлого.

  5. Историк и литературно-философские споры о прошлом и настоящем.

  6. Историческая наука и литературные жанры.

  7. Типология исторического романа.

 

Направление: «Гуманитарное знание и образование»

Междисциплинарные основания качества гуманитарного образования 

Качество гуманитарного образования в РГГУ традиционно является приоритетом образовательной политики, которая выстраивается в соответствии с актуальными направлениями развития инновационных подходов в сфере образования и принципами Болонского процесса, с учетом пожеланий работодателей и потребителей образовательных услуг.

В настоящее время в университете создан Совет по качеству образования, координирующий работу по формированию системы обеспечения качества образования. Система обеспечения качества образования функционирует как непрерывный цикл внутренних мероприятий и внешних оценочных процедур, направленных на повышение качества проектирования и реализации образовательных программ. Элементами системы являются: внутренняя экспертиза качества образовательных программ, включающая механизмы «обратной связи» с обучающимися, выпускниками и преподавателями; мониторинг и аудит образовательных программ в процессе их реализации; внешняя экспертиза со стороны профессионального сообщества и работодателей. Важной составляющей системы обеспечения качества образования в РГГУ является ее принципиальная открытость.

Высшее образование сегодня переориентировано со «знаниевой модели» на «компетентностную модель» учета результатов обучения. Современные образовательные стандарты основаны на принципе междисциплинарных связей, которые позволяют формировать компетенции, заявленные в образовательных программах. Вместе с тем, вопросы междисциплинарности обучения еще не достаточно проработаны профессиональным сообществом, не изучено влияние междисциплинарных связей на результаты обучения и т.п.  Все эти вопросы будут рассмотрены на пленарном заседании.

Проблемные вопросы

  • Метапредметные основания гуманитарного образования

  • Специфика качества гуманитарного образования

  • Междисциплинарность в образовательной практике (горизонтальные и вертикальные связи)

  • Долгосрочные тенденции развития образования