1. Направление: «Теория и методология гуманитарного знания»

«Гуманитарное образование в ценностном и коммуникативном измерении» (модератор - Е.Н. Ивахненко) 

 

Конференция является очередным этапом исследования современного университета. Настоящий этап характеризуется определением места гуманитарного университетского образования в современном российском социуме.

Каким предстает современный университет в мировом образовательном пространстве и каким он предстает в образовательном пространстве России? Вполне очевиден мировой тренд – превращение университета бизнес-корпорацию. Но так ли все однозначно?  Превращаются ли со­временные университеты в закрытые бюрократические корпорации или за ними остается часть функций гумбольдтовской модели «университета культуры»?

Постановка и обсуждение этих вопросов связана с определением роли гуманитарного университетского образования.

В подготовке и проведении конференции активное участие принимают как опытные организаторы и исследователи, так и молодые специалисты.

Проблемные вопросы:

  • насколько совпадают/разнятся тенденции развития российского университетского образования с мировыми трендами?
  • в состоянии ли гуманитарное университетское образование полностью устраниться от рыночных критериев академического менеджмента?
  • есть ли в наличии российского гуманитарного образования собственный ресурс, чтобы ответить на вызовы времени?
  • выпускник гуманитарного вуза (факультета) ­– это «когнитивная рабочая сила» или специалист, располагающий «критическим мышлением»?
  • коммуникативная природа современного гуманитарного образования в ее отношении к ценностным аспектам отечественной гуманитаристики: конфликт или сочетание?
  • библиометрические информационные ресурсы: проблема оценки научной продуктивности ученого-гуманитария

 

«Репрезентация событий: интегрированный подход с позиции

когнитивных наук» (Модератор – В.И. Заботкина)

Организатором мероприятия является Центр когнитивных программ и технологий РГГУ.

Проблема репрезентации событий, являющаяся  одним из центральных вопросов  когнитивных наук, характеризуется комплексностью и многоаспектностью как с позиции человеческого восприятия и концептуализации, так и с точки зрения ее изучения.

Участники конференции представят проблему репрезентации событий с позиций различных наук когнитивного цикла: психологии, философии, истории, лингвистики, компьютерной науки и нейронауки.

Конференция ставит своей целью осуществить попытку организации  взаимодействия между различными дисциплинами, относящимися к отдельным наукам когнитивного цикла. Достигнутое в ходе дискуссий взаимопонимание ученых позволит решать проблемы репрезентации событий на новом, более высоком интегративном уровне.

В работе конференции примут участие ведущие специалисты в области когнитивных наук как России, так и Европы. Среди них: К. В. Анохин (Россия); Т.В.Черниговская (Россия), Э. Пёппель (Германия); Д. Боттино (Франция); Тамаш Гергей (Венгрия).

В подготовке и проведении конференции активное участие примут  профессора и сотрудники Центра когнитивных программ и технологий РГГУ.

 

Проблемные вопросы:

  • Определения события с позиций когнитивных наук  (психологии, лингвистики, философии, искусственного интеллекта).
  • Роль событий в истории. Репрезентация событий в истории. Когнитивная история.
  • Как события репрезентированы в мышлении человека? Роль гуманитарного и естественнонаучного знания в описании этих процессов.
  • Мозг и репрезентация событий.
  • Модели репрезентации событий в искусственном и естественном интеллекте.

2. Направление: «Россиеведение»

Культурная история России как проблема (Модератор – А.Л. Юрганов)

Один из самых значимых стереотипов российской исторической науки – почти обязательное отделение “истории” от “культуры”: каждая из этих областей претендует на свое пространство со своим инструментарием. Любой школьный курс русской истории описывает сначала “политическую историю” и только затем, в конце параграфа, – вопросы культуры, которые предстают чаще всего главными достижениями изучаемой эпохи. Такое деление условно, – все это прекрасно понимают: нельзя в самом деле отделять росписи соборов от религиозных представлений людей, нельзя отделять шедевры от обыденности. Из этой привычки делить историю на две сферы - политическую и не-политическую - вытекает отношение к культуре, как к не основному предмету изучения, всегда дополнительному, всегда находящемуся на втором месте, как в школе – “если хватит времени”.

Современное состояние мировой исторической науки таково, что “политическая история” все больше вызывает законный скептицизм: ее построение чаще всего отражает актуальность самого историка, ищущего в прошлом подтверждение своих собственных интеллектуальных и политических схем. Такой презентизм нередко становится серьезным препятствием в понимании того, какой была историческая эпоха в её собственных смысловых категориях.

В современной ситуации историческая наука в России столкнулась с небывалым внутренним кризисом: прежние схемы перестали быть “руководящими”, новые не могут стать таковыми, потому что выбор схем отторгается эпистемологическим анархизмом, уже вошедшим в общее сознание людей науки.

Вместе с тем, в науке присутствует и тенденция оставить все как есть и вообще не трогать то, что устоялось. Например, возрождается “русский феодализм” как историографический миф исторической науки, но не потому что историки нашли новые доказательства его существования, и не потому, что опровергли все прежние аргументы против него, а потому лишь, что никто не хочет менять эту концептуализацию – подспудно звучит: не на что менять!...

Выход из концепутального кризиса видится в соединении истории и культуры в единое и нераздельное целое.

“Культурная история” – концепт не только западной науки, но и отечественной, ибо еще до революции в историко-философской среде обсуждались принципы и исследовались признаки и элементы единства культурно-исторического процесса.

В основании изучения единства истории и культуры закладывался поворот от объективизма политической истории к исследованию самосознания исторических эпох в их культурно-исторических формах (П. Бицилли).

Концептуализация в науке через опыт реконструкции самосознания исторической эпохи – цель культурной истории. Культура в таком контексте становится не достижением только, а тем, чем она и является в предельно широком виде – полаганием человеческого смысла (индивидуального и общепринятого) в жизненном процессе.

 

3. Направление: «Общественные функции социальных и гуманитарных наук»

«Горизонты и парадигмы современных прагматик гуманитарного знания» (Модератор – А.П. Логунов)

Конференция является очередным этапом в изучения современного состояния, а также перспектив  гуманитарного знания. Конференция посвящена выявлению предпосылок, факторов, направлений и форм культурно-исторической динамики гуманитарного знания. Основное внимание обращается на прикладные аспекты этой динамики, ее проекции на сферы воспроизводства человека и культуры и на образовательную систему как инвариантно базовую несущую конструкцию общества.

Организаторы конференции полагают, что объектная область,  отграниченная для рассмотрения, может быть рассмотрена в нескольких направлениях, которые относятся к трактовкам природы гуманитарного знания, рассмотрению его места и роли в информационно-коммуникативном социуме и, в целом, в дивергентных и пролифированных процессах инклюзии знания в знаково-символической сферы репрезентации и сопровождения процессов изменения социально-культурной реальности. 

Основное внимание планируется уделить трансформации смыслов и прагматик концепта «гуманитарный» в пост- и транс-человеческой социальной реальности, обсуждению прагматического потенциала гуманитаристики как «транспорта» идей, ценностей и структур порядка в системе культуры и общества в целом. В прикладном плане конференция направлена на продолжение осмысления миссии современного университета, специализирующегося на социально-гуманитарных отраслях знания, на поиске ресурсов развития университета на основе источников, имманентных его природе, и обеспечивающих возможность реализации лидирующей роли университета (и ценностно-смысловых «узлов» социальной системы в целом) в развитии общества и его производственно-технологических отраслей.

В ходе работы конференции будут использованы результаты исследований научно-образовательных школ факультета, материалы кооперативного взаимодействия с рядом проектов современных отечественных и зарубежных специалистов в области философии и теории социально-гуманитарного познания, философии и социологии образования, теории социальной коммуникации, истории и методологии изучения прикладных социально-гуманитарных областей.

В подготовке и проведении конференции активное участие примут  аспиранты и студенты факультета истории, политологии и права РГГУ.

Проблемные вопросы:

 - коммуникативная и социокультурная эпистемология гуманитарного знания;

- гуманитарное знание в информационно-коммуникативном социуме. Цифровые гуманитарные науки;

- «гуманитарное» и неклассические социальные онтологии. Новые социально-антропологические реальности. Медиа «гуманитарного»;

- миссия гуманитарного университета в современном обществе;

- инновационные социально-гуманитарные модели образования, новые стратегии и прагматики образовательной деятельности.

 

4. Направление: «Гуманитарное знание и образование»

«III Сперанские чтенияАктуальные проблемы управления: маркетинг и менеджмент в образовании”» (Модератор -  А.Л. Абаев)

Конференция является площадкой для обсуждения важнейших проблем образования, связанных с изменениями на современном рынке труда, вызванными социально-демографической и экономической ситуацией, реформами высшего образования и инициативами государства по регулированию трудовых отношений. Все эти факторы обуславливают траекторию обучения в системе высшего образования: от  обеспечения набора абитуриентов до конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда, а также влияют на эффективность функционирования образовательного учреждения в целом и его взаимодействие с бизнес-средой.

Научно-обоснованные подходы к менеджменту и маркетингу в образовании должны стать эффективными механизмами совершенствования всех элементов образовательной системы, обеспечивающие в синергии устойчивое развитие университета. Особое значение придается  инициативам государства по разработке стандартов профессиональной деятельности, в том числе в  управленческой сфере, и сопряжение национальных и отраслевых квалификационных рамок с федеральными образовательными стандартами.

Организаторы конференции считают, что для современного теоретического анализа данного проблемного поля необходимо применение различных научных подходов в рамках развития гуманитарного знания и образования, а также учет практического опыта профессионалов в данных сферах сфере, что обеспечит системный анализ и  комплексное видение соответствующих проблем.

В организации конференции активное участие примут не только преподаватели, студенты и аспиранты факультета управления РГГУ, но и члены Гильдии маркетологов и Ассоциации Коммуникационных Агентств России. Это обеспечит обсуждение и анализ в процессе работы конференции новейших концептуальных подходов и проектов современных отечественных и зарубежных специалистов в области образования, маркетинга, менеджмента, экономики, рекламы и связей с общественностью.

Проблемные вопросы:

  • современные маркетинговые и управленческие решения в образовании;
  • анализ современных инструментов и технологий управления вузом;
  • проблемы и методы взаимодействия вузов и бизнес-среды;
  • стимулирование интеграционных процессов между вузами и бизнесом;
  • социально-экономические аспекты управления вузом;
  • социально-психологические проблемы управления персоналом в вузах;
  • интеллектуальные, организационные и кадровые ресурсы вуза;
  • правовое регулирование вопросов управления вузом;
  • экономические вопросы управления вузами;
  • роль образования в развитии репутационного и социального капитала российских компаний;
  • механизмы оптимизации взаимодействия коммерческих и образовательных организаций  в условиях экономического кризиса.
  • проблемы сопряжения профессиональных и образовательных стандартов.

«Гуманитарное знание в цифровой среде» (модератор – Г.И. Зверева)

Работа секции, проводимая в рамках направления «Гуманитарное знание и образование», посвящена выявлению специфики технологий производства, продвижения и освоения гуманитарного знания в условиях цифровой среды.

В ходе работы секции предполагается обсуждение актуальных вопросов о месте и роли профессионалов-гуманитариев в условиях цифровой среды, презентация новейших познавательных подходов, используемых в междисциплинарных исследованиях, исторической науке, культурологии, искусствоведении, других областях социального и гуманитарного знания.

Работа секции направлена на практическое изучение возможностей и границ применения методов, которые разрабатываются профессионалами в конкретных областях цифрового гуманитарного знания и образования.

В проведении секции активное участие принимают  студенты РГГУ, обучающиеся по разным социально-гуманитарным направлениям.

 

Проблемные вопросы:

  • формирование цифровых гуманитарных наук
  •  сбор и обработка "больших данных" в гуманитарном знании
  • проблемы оцифровки материалов и их архивирования 
  • работа гуманитариев с оцифрованными материалами и цифровыми информационными ресурсами
  • проблемы источниковедческого анализа оцифрованных документов
  • мультимедийные проекты в образовании
  • профессиональное гуманитарное знание в открытых цифровых коммуникациях